пятница, 23 августа 2013 г.

6-й день экспедиции

ХОЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ...
Как-то летом мы с супругом  путешествовали на  автомобиле по югу Беларуси, и вот, направляясь к местечку Красный Берег,  мы увидели вдоль дороги  нечто яркое, необычное, решили сделать остановку, осмотреться, заодно размяться. 

Мы перешли  дорогу – и попали в другой мир, мир тишины, покоя и чего- то неясного, неуловимого. Сразу бросились в глаза тонкая чёрная фигурка девочки, с поднятыми руками,  точно просящей защиты, с опущенной головой; пустые белые парты у чёрной доски (мне показалось, что  за них никто никогда не сядет). На белом мраморе – кровь. Что здесь случилось? Непроизвольно взгляд падает на школьную доску,  и там…написано:
« Письмо 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернёшься, маму не ищи. Её расстреляли немцы…
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идёт кровь – отбили лёгкие…  Я никому не нужна.
Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками…
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю прачкой, стираю бельё, мою полы. Работаю очень много, а кушаю в корыте вместе с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней.
Два раза я убегала, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон бил меня ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал…
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить! Завещаю, папа: отомсти за маму и меня.
Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина.
Моё сердце верит: письмо дойдёт.
                                              12 марта 1943г.»
Может, читая это письмо, вы ощутили то же, что и я?
Удары сердца становятся всё реже и реже; кажется, что время останавливается, а затем душу сковывает тишина, тоскливо - леденящая, удушающая. В этой тишине рождается боль. Это всё заполняет тебя и становится больше тебя.  Тогда начинаешь ощущать эту тишину и снаружи. Как тихо кругом! Здесь нет слов -  только слёзы … От такого даже камень может заплакать!
Потом только увидела плиту, на которой написано, что это  мемориальный комплекс, что здесь, в  посёлке Красный Берег Жлобинского района Гомельской области,  находился один из концлагерей для детей;  потом только привлекли внимание яркие витражи, которые представляют собой детские рисунки с изображением чистого неба, солнца, экзотических животных… Эти рисунки полны счастья, детского счастья. Их –то и выхватили глаза из всего мелькающего за автомобильным окном.
 Молча мы вернулись в другой, суетливый, но полный звуков и  красок мир. В молчании проехали несколько километров: каждый по-своему переживал увиденное. 
 После подобных моментов как-то по-другому относишься к жизни, людям...

P.S. Своим семиклассникам я долго не рассказывала о войне, я прочитала им это письмо. В классе стало очень тихо. И слов больше не надо.


4 комментария:

  1. Наталья, я плакала... странно будет выглядеть спасибо после такого текста...благодарю,что выбрали такую тему, описали событие так трогательно, вместе с тем, так сильно! давайте и мы не забудем!

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья, путешествие по местам боевых действий, а их в Белоруссии не счесть - вещь очень трепетная. Была в Бресте и в Хатыни... Один раз, но все запомнилось навсегда... А дневник Тани Савичевой в блокадном Ленинграде? И слова экскурсоводов: "Не возим на Пискаревку, потому что не модно!" Мода на патриотизм, на память должна быть всегда! Такие вещи как это письмо надо читать всегда и всем! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья,я тоже за то, что об этом с детьми не надо много говорить, надо показывать. Мы с детьми были в Белгороде, ездили на Прохоровское поле. Сборная группа 5-11 класс. Так вот, когда в музее детям показали кадры военной хроники(небольшой фильм о том, что этот город был почти до тла разрушен), надо было видеть глаза наших старшеклассников! Со слезами они спрашивали: " Ну почему, почему, нам это раньше никогда не показывали!" Честно сказать, я даже не ожидала от них такого эмоционального отклика!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья, спасибо, что поделились с нами! Это очень страшная тема - дети на войне, так хочется обойти, чтоб не причинить боль, но согласна с теми, кто не говорит с детьми много о войне, достаточно вот таких документов, чтоб сформировать определенное отношение. Вы очень эмоционально рассказали, как будто и я там была и видела Вашими глазами)
    Кстати, Ваш рассказ нашла ссылкой в одном из блогов, а на страннице открытий по истории не увидела, к сожалению.

    ОтветитьУдалить